Словари:


Вы можете поддержать развитие этого словаря. Пожалуйста, оставьте Ваш e-mail:

Фактор созидательности

Это один из 14 системных факторов, содействующих продуктивной конкуренции. Что это за фактор, легче понять через его концептуальный оппозит (антоним) — «спекулятивность». В отличие от спекулянта созидательный участник не стремится к тому, чтобы «наварить» за счет неосведомленности своих контрагентов, а получает доход, соответствующий общественной ценности своего продукта. Тогда как «спекулянт» получает свой доход, фактически паразитируя на неосведомленности, с одной стороны, своих поставщиков (у которых он покупает товар «по дешёвке»), а с другой стороны — своих покупателей (которым он продает товар «втридорога»). Конечно, все спекулянты (включая биржевых спекулянтов, покупающих и перепродающих пакеты акций) называют свой спекулятивный доход «заработком», но это не вполне маскирует тот факт, что посредники создают, со своей стороны, лишь очень небольшую долю полезного продукта для общества. Этот полезный продукт есть и он состоит в том, что посредник помогает поставщику и покупателю найти друг друга. Сколько же объективно стоит такая услуга? — Вряд ли дороже среднего времени на поиск покупателем «своего поставщика» с использованием современных Интернет-технологий, поэтому когда посредник получает больше, чем сам производитель товара или услуги, то он фактически присваивает благо, созданное производителем, то есть происходит «эксплуатация чужого труда за счет неосведомленности». В отличие от такого способа «зарабатывать деньги», установка на созидание означает, что участники конкуренции не стремятся присвоить общественное благо в диспропорционально больших размерах — в таких, которые не соответствуют той общественной пользе, которую приносит их собственный труд по выполнению определенной коммуникативной функции. Таким образом, неразвитый рынок, в котором отсутствует возможность легкого поиска производителем и потребителем друг друга и на котором торжествуют спекулянты, не может быть примером продуктивной конкуренции, ибо значительную долю общественного блага присваивают посредники, не ставящие перед собой целью и не способные умножать блага на этом рынке, даже более того — заинтересованные в том, чтобы сохранялся определенный дефицит, который и обеспечивает для них более благоприятные условия для извлечения спекулятивного дохода. Резюме: данный фактор созидательности наблюдается там, где производители реальных благ и ресурсов добиваются отсечения спекулянтов от сверхдоходов.